/  Колледж /  Создание условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Создание условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Статьей 43 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть и у лиц с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями здоровья.

С 2015 года ГАПОУ ИКЭСТ  реализует государственную социальную программу «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья обучаться в нашем учебном заведении.

На сегодняшний день в колледже обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, которых преподаватели и мастера производственного обучения вовлекают в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества, для того чтобы раскрыть личностный потенциал детей, оказавшихся в трудной ситуации средствами искусства и спорта.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения за этот период были выполнены следующие мероприятия:

Разработаны локальные акты,  регламентирующие работу с лицами с ОВЗ, паспорта, акты обследования доступности объектов

Обеспечена безбарьерная окружающая архитектурная, а также коммуникативная, информационная среда, а именно, адаптирована:

  • прилегающая территория  учебного корпуса,

  • входные группы учебных корпусов

  • пути движения внутри зданий

  • дверные проемы в учебных корпусах,

  • санитарно-гигиенические помещения учебного корпуса

  • приобретена и установлена специализированная мебель для обучающихся,

  • приобретено современное специализированное оборудование в аудитории для  безбарьерной учебной, учебно-производственной работы

Выписка из плана Мероприятия ПО  приведению образовательной среды в соответствие с требованиями законодательства к организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Содержание

Информация о реализации

Корректировка паспортов доступности колледжа, общежития и филиала

запланирована на 2 квартал 2017 г.

Корректировка локальных нормативных актов колледжа по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами


Ведение учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в колледже

информация по ссылке

Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проведение профориентационных бесед, мастер-классов  для лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе школ-интернатов и колледжа. Подробная информация в разделе "Абитуриенту"

Обеспечение информационной открытости колледжа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей посредством официального сайта

использование официального сайта колледжа (с версией для слабовидящих)

Обеспечение доступности прилегающей к колледжу территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

фотоотчет (ниже)

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

информация по ссылке

Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом требований их доступности

В 2016-2017 уч. году прошли итоговую аттестацию и выпущены из колледжа  студенты-инвалиды 3  человека по профессии «Закройщик» (диагноз  «тугоухость»). Все  имеют специальные аппараты, общение не вызывает проблем,  карты индивидуальной реабилитации не требуют специально оборудованных рабочих мест. Поэтому  студенты проходили производственную практику на предприятиях . Со стороны мастера производственного обучения проводится мониторинг условий труда.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Текущий контроль успеваемости по производственному обучению, промежуточная и итоговая аттестации  проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей здоровья каждого студента-инвалида. Мастера производственного обучения разрабатывают письменные инструкционные  карты.

Разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

информация по ссылке

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах, мониторинг

В июне 2017 года  будут выпускаться еще три студента, имеющие инвалидность:  Один контролер банка, два парикмахера.   Их заболевания не являются препятствием к трудовой деятельности. Контролер банка с 13 марта выходит на производственную практику в Сберегательный банк  (договор заключен),  для будущих парикмахеров куратор  группы, мастер производственного обучения подбирают место прохождения практики с последующим трудоустройством, проводится проверка готовности предприятия к приёму практикантов, составляются акты обследования рабочих мест с учетом безопасных условий труда.

Адаптация образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

см. ниже

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии

информация по ссылке

Создание в колледже толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

Информация по ссылке

Информация по ссылке

см.ниже

Приобретение учебного оборудования для организации обучения  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

фотоотчет (ниже)

антивандальная кнопка вызова.JPGдверь 1.JPGсветовой маяк пары 2.jpgтуалет 1.JPGтуалет 2.JPGтуалет кнопка вызова .JPG20160611_100457.jpg20160611_100539.jpgПандус филиал.JPGустройство для чтения книг.jpgантивандальная кнопка вызова.JPGбегущая строка.jpgжелтая лента.jpgзвуковой информатор с кнопкой активации.jpgлестницеход.JPGпандус перекатной.jpgпандус рулонного типа.jpgпандус.jpgпоручни.jpgпоручни2.jpgрадиокласс Сонет.jpgтуалет 2 (2).JPGРаковина.JPG

Обеспечено специальное психологическое сопровождение лиц с ОВЗ на всех этапах профессионального обучения; 

Совместно с педагогом-психологом путем тестирования, бесед и наблюдения анализируются причины возникновения трудностей в обучении, ведутся карты психолого-педагогического сопровождения, разработана воспитательная программа работы с лицами  с ОВЗ.

Образовательный процесс обеспечен кадрами преподавателей и мастеров п/о, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия лиц с ОВЗ;

С целью получения знаний о психофизиологических особенностях студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических и программных средств обучения с учетом разных нозологий осуществляется обучение преподавательского состава.

Экспериментальная площадка Федерального уровня

Педагогический коллектив эффективно решает важнейшую задачу социализации обучающихся  из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их успешной адаптации к новым условиям обучения. Реализуя поставленные задачи, коллектив колледжа успешно завершил работу в рамках федеральной экспериментальной площадки по реализации многоуровневой модели дистанционного образования  для лиц  с ограниченными возможностями здоровья (приказ ФГАУ «ФИРО» от 01.11.2013 года № 199).

Большая подготовительная работа администрации и  педагогических работников ГАПОУ ИКЭСТ  позволила получить статус федеральной экспериментальной площадки по теме: «Создание модели профессионального образования лиц с нарушениями слуха при обучении их профессии «Закройщик» при  федеральном государственном автономном учреждении «Федеральный институт развития образования» (Свидетельство № 616 от 15 февраля 2017 г.).


Информация об организации инклюзивного образования, адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

В ноябре 2013 года коллектив колледжа получил статус экспериментальной площадки  ФГАУ «ФИРО» по теме  «Реализация многоуровневой модели дистанционного  образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (приказ ФГАУ «ФИРО» от 01.11.2013 года  № 199). 

Целью экспериментальной деятельности является повышение доступности качественного образования для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья в условиях реализации многоуровневой модели образования с использованием технологий дистанционного обучения.
В соответствии с планом ЭП проводилось  обучение педагогов по программам:
-«Организация дистанционного обучения для детей-инвалидов» (март 2013 год в  ОГАОУ ДПО ИРО – 11 человек);
-«Организация профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья» (февраль 2014 год в ГАУ ДПО ИИПКРО-  6 человек);
-«Современные информационные коммуникационные  технологии (дистанционное образование) в профессиональной педагогической деятельности» (октябрь 2014 года в ГАУ ДПО ИИПКРО- 2 человека).
- «Организационно-правовые вопросы получения среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (декабрь, 2016 г. ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» - 5 человек)
В 2016-2017 учебном году по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и по программам подготовки специалистов среднего звена обучается  15 студентов относящиеся к группе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Обучение данной категории студентов  осуществляется по тому же набору дисциплин и по тем же срокам, что и остальные студенты. По программе профессиональной подготовки обучается 29 слушателей. Психологами и медицинским работником учреждения были даны рекомендации для руководителей групп и преподавателям – предметникам по работе с данной категорией во время занятий и внеурочной деятельности.
В рамках экспериментальной деятельности преподавателями колледжа разработан пакет нормативно-правовой и учебно-программной документации, электронных сетевых ресурсов для организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.
В  2016 года  организовано обучение с применением ДОТ для обучающихся с ОВЗ в группе З-16.1, БД- 16.1 по дисциплинам общеобразовательного цикла; в группе  З-15.2, З-13.4 по дисциплинам общепрофессионального цикла. В группе Т-15.2 по дисциплинам общеобразовательного цикла. В группе Ю-14.3 по дисциплинам обще-гуманитарного  и социально-экономического циклов.
А так же учреждение предоставляет возможность обучения по индивидуальным учебным планам, после предоставления пакета документов, который прописан в «Положении об организации учебного процесса по индивидуальным планам» размещенный на сайте колледжа http://www.ikest.ru.

Информация  об обеспечении психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов в колледже согласно индивидуальной программе адаптации

Образовательный процесс сопровождают социально-психологическая служба и медицинский работник колледжа.

Направления работы

Педагог дополнительного  образования:

1. Привлечение обучающихся с ОВЗ к занятиям в спортивных секциях, кружках, клубах и творческих объединениях.

2. Организация волонтёрского движения

3. Привлечение  к участию обучающихся с ОВЗ в праздниках, конкурсах, декадах памяти,  тематических мероприятиях и др.

4. Организация досуга обучающихся.

Социальный педагог:

1. Консультирование обучающихся с ОВЗ, имеющих трудности в адаптации.

2. Формирование банка данных различных категорий обучающихся, требующих социально - педагогической и психологической помощи.

3.Социально – психологические индивидуальные беседы с детьми сиротами,  детьми, оставшимися без попечения родителей.

4. Индивидуальное консультирование родителей из проблемных и конфликтных семей по предупреждению правонарушений.

5. Работа по реализации прав и законных интересов детей с ОВЗ (детей сирот).

6 Индивидуальное консультирование по охране прав детей.

Преподаватели физической культуры:

1. Привлечение обучающихся  с ОВЗ в кружки и спортивные секции.

2. Привлечение обучающихся  с ОВЗ к спортивным соревнованиям.

3. Привлечение обучающихся  с ОВЗ к участию в спортивных праздниках. 

Медицинский работник:

1. Проведение профилактических бесед, диспутов, классных часов.

2. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Результатом целенаправленной работы педагогического коллектива прогнозируется сформированность  у обучающихся с ОВЗ не только профессиональных навыков, но и активной жизненной позиции, повышение личностной самооценки. 

Информация о педагогических работниках, имеющих специальную подготовку для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья  и инвалидами

№ п/п

ФИО педагогического работника

Категория слушателей

Тема курсовой подготовки

Дата и место обучения

I

Сарнавская Т.И.

Заместитель директора по УР

«Организация дистанционного обучения для детей-инвалидов»

ОГАОУ ДПО ИРО

март 2013 год

Абрамас С.В.

Заведующий очным отделением

Тропина Т.А.

Преподаватель

Макарова Н.И.

Преподаватель

Тазетдинова Е.Н.

Преподаватель

Воронкова О.С.

Преподаватель

Кудряшова Ю.В.

Преподаватель

Стозий К.Н.

Преподаватель

Григорьева Н.В.

Преподаватель

II

Гамаюнова Е.В.

Заведующий заочным отделением

«Организация профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья»

ОГАОУ ДПО ИКПРО

февраль 2014 года

Тюрнева Л.М.

Мастер производственного обучения

Бояркина С.Ю.

Мастер производственного обучения

Никульшеева В.Ф.

Преподаватель

Васильева Л.М.

Мастер производственного обучения

Богданова Н.И.

Преподаватель

Новопашина Т.В.

Преподаватель

III

        26 человек

Администрация

Преподаватели

«Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ»

(в том  числе для лиц с ОВЗ)

ОГАОУ ДПО ИКПРО (на базе ГАПОУ ИКЭСТ)

апрель 2015года

IV

Соколовская О.Н.

Преподаватель

«Организация профессионального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья»

АУ ДПО ИО «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования»

март 2016 года

Воронкова О.С.

Преподаватель

Виноградов С.П.

Преподаватель

V

Абрамас С.В.

Заведующий очным отделением

«Организационно-правовые вопросы получения среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

 декабрь, 2016 г.

Верхозина О.А.

Заместитель директора по УМР

Карнышева Ю.Д.

Заместитель директора по ВР

Бабыкина М.А.

Преподаватель,

педагог-психолог

Лесюкова Е.В.

Социальный педагог